347022 Ростовская область Белокалитвинского района, р.п. Шолоховский, ул. М.Горького 1
Версии:

Официальный интернет-портал правовой информации

 

Главная » Службы сопровождения » Учитель-логопед » Использование современных технологий в работе учителей-логопедов «Шолоховской школы- интерната»

Использование современных технологий в работе учителей-логопедов «Шолоховской школы- интерната»

23 апреля 2019

Использование современных технологий в работе

учителей-логопедов «Шолоховской школы- интерната»

Исторически сложилось, что логопедия в России – не прикладная наука о постановке произношения. Это наука о речи в самом широком понимании слова. Работа речевых школ должна осуществлять комплексный подход по исправлению  нарушений речи учащихся. Используя опыт и знания, а так же специальное логопедическое оснащения логопеды Шолоховской школы – интерната осуществляют коррекцию сложных дефектов речи.

Применение в нашей школе современных инновационных разработок и внедрение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий, позволяют добиться устойчивого результата и ускорить процессы коррекции нарушений и реабилитации при самом широком спектре нарушений и проводить их своевременную диагностику и профилактику на ранних стадиях. Одной из таких инновационных разработок является логопедический тренажер «Дельфа» .

Для кого он предназначен?

  1. Дети с нарушением речи
  2. Дети с задержкой психического развития
  3. Дети группы «норма»
  4. Слабослышащие дети
  5. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Логопедический тренажер «Дельфа» Логопедический тренажер «Дельфа»


Пример одного из блока программы “Дельфа”

«Звук» 

Блок программы “Звук” помогает логопеду

  • Отрабатывать диафрагмальное дыхание
  • Проводить постановку длительного плавного ротового выдоха
  • Работать над изменением силы голоса
  • Работать над устранением призвуков (назальных, фарингальных, гласных в стечении и в конце слова)
  • Закреплять и автоматизировать правильное произношение согласных звуков
  • Работать над темпо-ритмической стороной речи

1. Это одно из упражнений на автоматизацию "Х","С", "Ш". Для автоматизации шипящих есть специальные, а есть универсальные упражнения меню "Звук" Дыхательные упражнения и упражнения на развитие силы голоса, на наш взгляд гораздо эффективнее (ребенок заинтересовывается и выкладывается на 100%), чем ватные, бумажные шарики, бумажные бабочки, свечки, дудочки-трубочки и прочие инструменты логопеда. Дыхательных упражнений много и они красочны. Силу и продолжительность выдоха можно регулировать. Предусмотрено даже добавление пауз.
2. Упражнения на силу голоса забавны, нравятся детям . Например, чем громче ребенок произносит звук, тем шире открывает рот бегемот.
3. У тренажера "Дэльфа-142" почти все упражнения многофункциональны. "Космического стрелка" можно использовать как у алаликов, для вызывания звуков/слогов, так и у дислаликов на этапе автоматизации, скажем, звука "р". Ребенок произносит звук и .... корабль стреляет по НЛО. Попадание сопровождается красивым взрывом.

В основном все упражнения: блоки "Буква", "Слог", "Слово", "Текст", - предназначены для обучения грамоте, коррекции дислексии, дисграфии, ФФН.  Много упражнений на развитие фонематического слуха, зрительного гнозиса.

На сегодняшний день многие специалисты коррекционного образования и неврологи считают, что мозжечок – это ключ к обучению, в том числе, к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию ребенка.

В нашем учреждении имеется оснащение, способствующее развитию данного направления (коррекции речевых и психических функций).

В программу мозжечковой стимуляции включают следующие методики:

— упражнения на интерактивном стабилотренажере с биологической обратной связью – для тренировки и развития высших психических функций;

— физические упражнения на любых неровных поверхностях для развития равновесия и координации.

 

Применение стабилотренажера (Стабиломер, А-150) с целью мозжечковой стимуляции позволяет включать интерактивные упражнения с высокой мотивацией ребенка или взрослого, направленные на:

  • Развитие равновесия и координации движений;
  • Улучшение состояния при функциональном головокружении;
  • Повышение чувствительности стоп;
  • Тренировку тонкого управления мышцами баланса;
  • Снижение риска травматизма, связанного с потерей контроля равновесия;
  • Развитие физической ловкости и навыков владения телом;
  • Восприятие устной и письменной речи;
  • Развитие навыков механического чтения;
  • Развитие памяти; 
Применение стабилотренажера в работе учителя-логопеда

Использование технологии БОС в работе логопеда как средство коррекции речи

Использование технологии БОС

Логотерапевтический метод БОС (автор Сметанкин А.А.), – уникальный метод для формирования речевого дыхания
Уникальность данного метода – возможность обучения ребенка саморегуляции. Обратная связь, являющаяся основой данного метода, значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролюПрактические врачи и логопеды при коррекции речи, особенно при сформировавшемся патологическом стереотипе речи преследуют следующие цели:

Разрушить старый стереотип речи.

Сформировать новый стереотип речи, который должен соответствовать норме.

Биологически обратная связь это новый немедикоментозный метод лечения и коррекции, который сегодня используется в логопедии. Принцип обратной связи помогает получить информацию о мышечном тонусе, температуре тела, пульсе.

Процедура представляет собой подключение электрических датчиков (на всех этапах, которые показывают информацию в виде аудио или видео сигналов на экране компьютера.

БОС-терапия может быть применена:

в работе с детьми, имеющие разные диагнозы на начальных этапах работы по выработке речевого дыхания.

при формировании речи у детей с нарушениями слуха (незаменим для снятия у них напряжения с мышц, которые участвуют в речеобразовании, постановки речевого дыхания, работе над слитностью произношения, над темпом речи).

для лечения пациентов с различными нарушениями речи (дизартрия, ринолалия, заикание).

Биологически обратная связь помогает улучшить память, способствует лучшей концентрации внимания.

Противопоказания к применению метода БОС.

грубые нарушения интеллекта;

психические заболевания;

наличие судорожной активности головного мозга;

выраженные органические поражения головного мозга;

тяжелые соматические заболевания.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с принципом обратной связи, зачастую не задумываясь об этом. Можно привести простой пример, как принцип обратной связи влияет на реакцию организма. Представим молодого спортсмена, только начинающего учиться точному броску по баскетбольному кольцу. Если после броска мяч попадает в кольцо, то посредством обратной связи он получает информацию, какая именно двигательная активность приносит необходимый результат. Наоборот, при неточном броске баскетболист видит необходимость изменения движения рук для корректировки движения мяча. Если спортсмену завязать глаза, чтобы не видеть, где находится баскетбольное кольцо, он никогда не сможет научиться точному попаданию в него. Видение кольца и результат броска является визуальной обратной связью, необходимой для правильного исполнению движений.Компьютерный тренажёр посредством различных анимационных сюжетов делает доступной для детей информацию, в обычных условиях ими не воспринимаемую.

Научить ребенка диафрагмальному дыханию – это еще не все. Методика предполагает не только дыхание животом, но и контроль, за гармонией дыхания и сердца, управление пульсом через дыхание.

Метод БОС – это комплекс процедур, при проведении которых ребенку с помощью технических устройств передается информация о состоянии систем его организма.

Данная компьютерная программа в сочетании с комплексом стандартных и вариативных игр, превращают логотерапевтическую процедуру в занимательную игру, что соответствует новообразованиям дошкольного возраста и ведущему виду деятельности детей.

Цель занятий методом БОС:

выработка правильной речи с наименьшими энергетическими затратами.

Включив логотерапевтический метод БОС в работу , как часть логопедического занятия, дает возможность сократить сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также достигнуть успехов на пути формирования нового, устойчивого стереотипа речи.

Исходя из опыта работы, можно сделать вывод, что дети гораздо быстрее усваивают знания, если занятия проходят в атмосфере радости. Мы используем на своих занятиях интерактивные игры.

Использование развивающих интерактивных игр Использование развивающих интерактивных игр

Развивающие интерактивные игры — это логичное продолжение, эволюция тех настольных игр, конструкторов, разрезных картинок, в которые мы привыкли играть, когда сами были детьми.

Существует множество полезных приложений, которые помогают решить большинство задач: развивать детскую память, зрительное внимание, логику, мышление. Игры помогают изучать звуки и буквы, развивать моторику и связную речь, что для детей является первоочередной задачей. Ведь умение связно, красиво и убедительно говорить – ценное качество для жизни. Именно это умение можно и нужно специально развивать у ребенка. Так, мы составляем предложения, придумываем истории с опорой на зрительные образы и все мы это делаем играючи, легко и непринужденно.

Игровые комплексы «Логомер 2» и «Мерсибо Плюс» соответствуют современным требованиям специалистов, но это не значит, что вам потребуется сложное оборудование или серьезное обучение.

Комплексы соответствуют требованиям ФГОС: занятия носят игровой характер, привычный детям, вы создаете пособия и адаптируете игры к индивидуальным особенностям ребенка.

«Логомер 2» — образец ИКТ в современном образовании. Игры интерактивные — персонажи отвечают на действия ребенка. Сами игры сделаны качественно: графика не расплывается на большом экране, озвучка не хрипит при максимальной громкости и анимация плавная.

Игры в комплексе «Логомер 2» рассчитаны на детей от 2 до 10 лет. Сказочные сюжеты и яркие персонажи мотивируют детей заниматься и с радостью приходить на занятия.

Профессиональные актеры озвучки не скажут «ихний» или «звОнит» — дети слышат четкую, грамотную речь и перенимают ее. Дружелюбные герои и похвала в конце игры поощряют ребенка стараться больше и не бояться ошибок.

Охват тем

Комплекс содержит игры и упражнения по основным темам логопедических и коррекционных занятий с дошкольниками:

Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности», но часто возникает проблема, где найти нужный материал, и как лучше его продемонстрировать.

Компьютерные технологии представляют для нас, учителей – логопедов, большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребёнка.

Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников я стала использовать обучающие компьютерные игры «Мерсибо».

Мерсибо — это первый отечественный образовательный проект высокого качества, который объединяет интересы специалистов и родителей. Современные интерактивные игры разработаны с учетом требований ФГОС ДО (как элемент пространственно – развивающей среды ДОУ) и являются обучающими программами, направленными на:

  • Развитие слухового внимания
  • Активизацию артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения
  • Коррекцию просодической стороны речи
  • Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа
  • Активизацию словарного запаса
  • Коррекцию и развитие грамматического строя речи
  • Развитие связной речи
  • Профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма

Мы используем информационный продукт «Мерсибо» в ходе диагностики и обследования речи детей, на индивидуальных занятиях (как часть занятия), в работе с родителями.

При выполнении артикуляционной гимнастики дети очень любят речевое сопровождение интерактивной артикуляционной гимнастики. Дополнительные настройки к игре позволяют отключать голос диктора, а также выбирать комплекс упражнений на коррекцию определенных звуков.

Портал «Мерсибо» предлагает интерактивные игры на развитие мелкой и общей моторики (игра «А ты так можешь?», диск «Диагностическое обследование»). Известно, что физкультура укрепляет мышцы и придает организму сил. Делать зарядку с веселыми героями очень интересно, а если повторять вслух стишки вместе с движениями, то эффективность будет гораздо выше!

«Мерсибо» предлагает игры на развитие грамматического строя. Например, игра «Кто за кем?» позволяет составлять предложения с предлогами, используя веселые сюжеты со сказочными персонажами, а игра «Рюкзак туриста» учит слышать, понимать и правильно употреблять предлоги

«Мерсибо» предлагает игры на автоматизацию и дифференциацию звуков. Например, игра «Веселые рыбаки»: два рыбака расположились с удочками на берегу реки. Рыбки не простые, а звуковые. В настройках выбираем пару «трудных» звуков и тренируемся в произношении звуков Л и Р, С и З, Ш и Ж и т.д. Уловом станет чистая речь ребенка.

На этапе формирования и коррекции произносительной стороны речи мне понравились игры с микрофоном для развития и укрепления воздушной струи.

Настройки игр позволяют отрабатывать воздушную струю по силе и длительности («Ветерок и жуки», «Вертолёт», «Букет для мамы», «Пчела и мёд», «Рассмеши усача», «Торт со свечками»). А на играх «Кот и сосиска», «Обезьяна и поцелуй» кроме воздушной струи можно отрабатывать мягкую голосоподачу гласных, слоги и слова с трудными согласными. В игре «Снежинки» мы не только дуем, но и закрепляем навык фразовой речи, проговариваем отстукивая по ритму: «Это хвост собаки. Эта муха для паука…».

Большинство игр содержит печатный материал, который может быть использован в качестве домашнего задания. Родители видят яркие эмоции детей, заинтересованность педагога в конечном результате и активно включаются в коррекционный процесс.

Мероприятия с использованием компьютерных игр проводятся с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером не более 2х раз в неделю
  • проведение гимнастики для глаз:
  • работа за компьютером не более 5-7 мин.

Таким образом,  использование в логопедической и коррекционной работе развивающих игр, современных компьютерных перечисленных программ предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом, их применение на логопедических занятиях интересно детям. 

Дата создания: 23-04-2019
Дата последнего изменения: 23-04-2019
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: